Антивоенная подборка книг “КомпасГид”
Показать книги


Война всегда ужасна и жестока. На войне остается только самое важное, то, ради чего стоит жить. И стоит умирать. И книги о войне также полны боли и слез, но в них есть место и мечтам, любви и дружбе, простым радостям и надежде на чудо. Такие книги глубоко западают в сердце и врезаются в память читателей.
Мы собрали особенно важные для нас сейчас антивоенные книги “КомпасГида”, которые помогут начать этот сложный разговор. Это истории о жизни ребят, которые становились сиротами, попадали в плен, голодали, выживали, принимали себя новыми. Война не оставила им время на детство, они обязаны были взрослеть.
Эти книги заставляют читателей задуматься над прошлым, настоящим и будущим. Знание истории — лучший способ не повторить в будущем горьких ошибок прошлого. Пусть у наших детей всегда будет мирное небо над головой.

"Вальхен" - новый долгожданный роман Ольги Громовой, автора одной из главных детских книг XXI века - "Сахарный ребёнок". Безоблачное крымское лето. Впереди у тринадцатилетней Вали каникулы, седьмой класс и четыре года отличной учёбы ради мечты поступить в медицинский. И дальше - целая жизнь.
Но 22 июня 1941 года грянула война, и каждый день приносил перемены. Пройдёт несколько месяцев и девочку отправят вместе с сотнями других в Германию, где на неё навесят знак "OST", как клеймо: "остарбайтер" - не человек, а дешёвая рабочая сила. Тяжёлый труд, несправедливость, лишения - и взросление, знакомство с удивительными людьми, которые называют её по-немецки: Вальхен.

Приветствуй знамя со свастикой. Закаляй тело и дух. Будь как все, думай как все, выгляди как все.
Германия 1930-х годов - не то время и место, чтобы мыслить иначе, но компания лейпцигских подростков не боится идти наперекор. Они бросают вызов гитлерюгенту, режиму, да хоть бы и целому миру. Конечно, за дерзость придётся платить. Но что труднее? Сопротивляться приказам извне, или победить собственный страх? "Банда из Лейпцига" - история о подростках, нашедших друзей в борьбе за право думать собственной головой и проживать свою, не навязанную извне судьбу.

До того, как раздался взрыв, все было просто. Проблемой была разбитая мамина ваза, неразрешимой задачей - какие цветы купить понравившейся девчонке, целью - суметь повторить на футболе знаменитый "удар скорпиона". Теперь же тринадцатилетнему Ренату не до того. Жизнь в один момент становится совсем другой, да еще и в чужой стране. В этой новой жизни находится место небывалым прежде вещам: от необходимости принять себя нового до семейных тайн и дружбы с волком. В крохотном городке под названием Межа, что означает "граница" на трех языках сразу - русском, белорусском, украинском, - герой узнает о том, как условны надуманные границы. И как важно любить и доверять. Безгранично.





Неаполь, 1946 год. Семилетний Америго садится в поезд и покидает свой город вместе с тысячами других детей. Ребятишки уезжают без родных неизвестно куда, оставляя здесь хоть и нищенское, но привычное существование. Им страшно и они строят самые отчаянные и ужасные предположения. На самом деле дети с юга Италии пересекут весь полуостров и проведут зиму в приемных семьях на севере страны, в тепле, сытости и, как оказалось, в любви. Вдали от мамы и родных переулков Неаполя Америго видит совсем другую жизнь, и она сулит ему лучшую долю. Какой путь он выберет, разрываясь между любовью к матери и приемной семьей?


В коллекции зарисовок под общим названием "Когда я был маленьким, у нас была война…" как будто сплелись воедино все приметы эпохи. Коллективизация и немецкое наступление, освобождение села и послевоенный голод, "враги народа" и пленные - всё это в книге есть, и всего этого здесь нет. Об определяющих исторических событиях Станислав Олефир рассказывает в кратких очерках с помощью историй простых людей, избегая громких слов и обобщений. А поскольку жизнь в селе, где происходит действие, немыслима без животных, они становятся героями чуть ли не половины рассказов: друзья-собаки, безголосые куры и славный поросёнок Шерстюк, ловко обегающий мины в поисках картошки, оказываются не менее интересны, чем люди.

Книга Ольги Громовой записана ею со слов Стеллы Нудольской, чье детство пришлось на конец 30-х - начало 40-х годов в Советском Союзе. Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью "врага народа" и попадает в страшный, непонятный ей мир, когда после ареста отца их с матерью отправляют в трудовой лагерь в Киргизию. Но несмотря на все испытания, голод и болезни, которые им приходится пережить, Эля и ее мама не падают духом: поют песни, шутят, по-настоящему заботятся друг о друге. "Сахарный ребенок" - это во многом "роман воспитания", история о любви, а еще о том, что такое достоинство и что такое свобода.